Музей особого назначения

Главное здание музея
Фото Виталия Вдовенкова
Фото Виталия Вдовенкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Фото Александра Макаренкова
Описание

Выставка, открытая в год столетнего юбилея, рассказывает об удивительной и трудной судьбе музея, который пережил репрессии, войны, периоды оттепели, застоя и перестройки, обретя новый облик в современную эпоху. В трех залах выставки представлено более 500 экспонатов, в том числе предметы-легенды, связанные с ключевыми событиями в истории нашей страны за последние сто лет. Посетители увидят, как музей из «лаборатории революционной мысли» и трибуны для пропаганды идей социализма трансформировался в современный Музей политической истории России.

Идея создания музея родилась еще во времена первой российской революции 1905-1907 гг. Вернувшиеся в Петербург из тюрем и ссылок политкаторжане решили сохранить свои реликвии как экспонаты для будущего музея революции. Первое, что увидит посетитель выставки − бутылочка с 500-рублевой банкнотой из денег, добытых большевиками в результате знаменитой «Тифлисской экспроприации». Музейная коллекция ведет начало именно от этого предмета, сохраненного в качестве экспоната еще в 1907 г.

Государственный музей Революции (ГМР) – первый историко-революционный музей в нашей стране – был основан 9 октября 1919 г. решением Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. У его истоков стояли нарком просвещения Анатолий Луначарский, писатель Максим Горький, председатель Петросовета Григорий Зиновьев, народница Вера Фигнер и другие общественные деятели. Музей должен был «всесторонне осветить ход и развитие революционных движений в мировом масштабе», поэтому его собрание включало материалы по истории Великой французской революции, Парижской Коммуны, международного социал-демократического и коммунистического движения.

Многие экспонаты приносили в музей сами революционеры. Особое место на выставке занимают реликвии, полученные в 1920–1930-е гг. от бывших узников Шлиссельбурга – самой страшной из тюрем Российской империи. Это гербарий, собранный Верой Фигнер, удивительный глобус, изготовленный Михаилом Новорусским, ключ от Шлиссельбургской тюрьмы и другие подлинные предметы.

Торжественное заседание, посвященное открытию Музея Революции, состоялось в Зимнем дворце 11 января 1920 г. Тогда в музей поступили материалы по истории движения декабристов. Они легли в основу коллекции, связанной с восстанием на Сенатской площади и с ролью масонов в тайных политических организациях. На выставке можно увидеть часть этого собрания, в том числе масонский фартук, принадлежавший Кондратию Рылееву. В 1954 г. почти вся масонская коллекция была передана в Эрмитаж.

Сотрудники музея вели активную собирательскую работу. Посетители увидят собранные музейными экспедициями в разных регионах страны листовки, плакаты, знамена, оружие. Из рощи под Ямбургом был доставлен сосновый сук, на котором в 1919 г. войска Юденича вешали коммунистов. На выставке звучат воспоминания американской анархистки Эммы Гольдман, которая участвовала в Чрезвычайной экспедиции ГМР, организованной в 1920 г.

Коллекции ГМР отражали революционное движение XIX – начала XX века, представляя историю самых разных партий, от эсеров до черносотенцев. Но в 1930-е гг. такой подход стал противоречить политической ситуации. Поводом для репрессий, чисток, поиска «вредителей» – в том числе среди музейных работников – стало убийство в 1934 г. Сергея Кирова (на выставке можно увидеть его посмертную маску). Музей подвергся разгромной критике. Впервые представленные публике документы свидетельствуют о закрытии музея на шесть месяцев для переделки, призванной превратить его в «действительный центр пропаганды истории большевизма», о судьбах репрессированных сотрудников, ставших жертвами Большого террора.

С началом Великой Отечественной войны ГМР закрылся для посетителей. В блокадных условиях небольшой коллектив музея занимался сбором свидетельств подвига ленинградцев. Посетители увидят печку-буржуйку, изготовленную во время блокады, форму для выпекания хлеба, кружку, сделанную из консервной банки и другие экспонаты 1941–1943 гг.

Послевоенные годы оказались самыми драматичными в истории музея. В 1945 г. Ленгорисполком принял роковое решение – все помещения музея в Зимнем дворце передали Государственному Эрмитажу. В феврале 1946 г. рота солдат упаковала и экстренно вывезла большую часть коллекции. Десять лет экспонаты ГМР хранились в Петропавловской крепости и на чердаках Мраморного дворца. В этот же период развернулась масштабная чистка коллекции, о чем напоминают документы с заретушированными и вырезанными фамилиями политических деятелей, объявленных «врагами народа». Музей в эти годы лишился более ста десяти тысяч экспонатов.

Лишь хрущевская оттепель создала условия для возрождения музея. В 1955 г. он получает два здания в Петроградском районе – особняки Матильды Кшесинской и Василия Бранта, архитектурные памятники в стиле модерн. Фотографии запечатлели строительство соединительного корпуса между особняками и торжественный митинг в ноябре 1957 г., посвященный открытию Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции (ГМВОСР) – так теперь назывался музей. В эти годы музей получил в дар от родственников государственных деятелей, представителей науки и культуры уникальные экспонаты. На выставке представлены личные вещи Феликса Дзержинского, Александры Коллонтай, маршалов Советского Союза Рокоссовского и Говорова, академика Игоря Курчатова, револьвер Семена Буденного, берет, подаренный Юрию Гагарину Фиделем Кастро и другие легендарные предметы. Арт-объект в центре зала – метафора планетарной значимости музея в контексте его многосторонних связей с коммунистическими и рабочими партиями стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В 1987 г. в музее открылась новая грандиозная экспозиция, оснащенная по последнему слову техники, которая, однако, в условиях начавшейся перестройки быстро потеряла актуальность. Перед музеем встала задача поиска нового пути развития. 14 августа 1991 г., за несколько дней до попытки путча, ГМВОСР был переименован в Государственный музей политической истории России (ГМПИР). Первая выставка после переименования называлась «Демократия или диктатура? Политические партии и власть в России от самодержавия до перестройки». По названиям выставок тех лет – «Я выбираю свободу…», «Сталинизм в судьбах людей», «Трудные пути демократии», «Жаркое лето Кузбасса», «Кто убил Николая II?» – можно изучать историю общественных дискуссий тех лет. Так рождался современный музей.

В эти годы музей начинает собирать экспонаты по новым, прежде запрещенным темам. Были сформированы «гулаговская» и «диссидентская» коллекции, коллекция по современным политическим партиям и гражданским движениям. Лозунги дней августовского путча 1991 г., котелок и противогаз защитников Белого дома и другие предметы поступали в музей прямо с мест событий.

Сегодня музей, как и сто лет назад, собирает, хранит, изучает и экспонирует материалы, отражающие важнейшие события общественной жизни страны. Это просветительский центр, где формируется и транслируется концепция современного взгляда на прошлое сквозь призму настоящего.

Выставка создана при участии Государственного Эрмитажа, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.

Комментарии

Публикация от: 20.02.2019 13:19:28