Детский исторический музей

Ослабление в конце 1980-х – начале 1990-х годов духовных и морально-этических устоев общества, а также резкое сокращение форм организованного досуга детей подтолкнуло музей к поиску и разработке новых форм работы с детско-юношеской аудиторией, освоению новейших музейно-педагогических технологий. Так родилась идея создания одного из первых в России Детского исторического музея (ДИМа) - своеобразной ипостаси взрослого исторического музея, творчески адаптированного музейными педагогами для детского восприятия. ДИМ существует как пространство свободного и естественного общения ребенка с музеем, с историческими источниками, с памятниками культуры. Это музейная среда, в которой "экспонаты трогать руками разрешается", а процесс формирования исторического сознания юного посетителя здесь становится закономерным итогом воспитания историей и самостоятельной работы интеллекта и чувств.

Зная из опыта, что в музеях наибольшее любопытство и живой интерес у детской и молодёжной аудитории вызывают типологические историко-бытовые комплексы, на основе музейных коллекций были созданы музейно-педагогические пространства. Среди них: "Земская школа" и "Старая гимназия" второй половины XIX века, а также  "Кабинет историка" - своеобразная кладовая древностей, наполненная различными видами музейных предметов. Своих юных посетителей в эти исторически достоверные пространства музей вводит на правах активных участников.

Многолетний опыт существования Детского исторического музея (он был основан в 1994 году) доказал, что здесь каждому посетителю помогают приобрести опыт личного соприкосновения с реалиями истории и культуры, выработать собственное отношение к историческим событиям, включиться в исследовательскую работу, научиться "читать" информацию и послания, заложенные в музейных экспонатах.
"Раньше я считал, что самая интересная история – это история Древнего Рима. А теперь я знаю, что самая интересная история - это история России XIX-XX веков…". Эти строчки из отзыва петербургского школьника после посещения Детского исторического музея – дорогая и заслуженная оценка, данная юным посетителем нашим музейным педагогам.

В 1998 году, после долгой реконструкции гостеприимно раскрыл свои двери Детский музейный центр исторического воспитания на улице Болотной, 13. К его юбилею в 2006-2008 годах была проведена реставрация южного, восточного и северного фасадов, восстановлено внутреннее убранство дома.
В конце 2008 года он вновь гостеприимно раскрыл свои двери. Сегодня здесь создан ряд новых музейных пространств, главным из которых является экспериментальная площадка детских музейных программ "Россия в океане истории". Исследуя в процессе игры музейные предметы, юные посетители Детского центра смогут задуматься о государственном устройстве России, исторических предпосылках современных событий, о своей роли в управлении страной.
Идея государственности предстает в символическом образе корабля, отправившегося в дальнее плавание. Посетителям предлагается надеть матросский гюйс, ударить в рынду, поднять корабельный флаг, поставить парус и встать у штурвала. Знакомство с музейными экспонатами позволяет юному посетителю понять исторически сложившиеся черты взаимоотношений человека и государства.

Таким образом успешно решается главная задача музейной педагогики – восхождение подрастающего поколения по ступеням исторических знаний от простого к более сложному уровню восприятия отечественной истории, формирование чувства исторической связи времён, толерантности и, в конечном счёте, политической культуры членов демократического общества, патриотов своего Отечества.